Тренинг по коррекции психомоторики и сенсорных процессов "в гостях у осени". Тренинг по коррекции зрения от Фёдора Симонова по методу "Глаз-алмаз" Тренинг по коррекции
Игра «Рай и ад»
Цель: учить детей разрешать конфликтные ситуации, не прибегая к насилию и дракам; учить признавать свою долю ответственности за возникновение конфликта и находить пути примирения.
Ход проведения
Выступающий: один молодой воин пришел к мудрому старцу и спросил: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между раем и адом?»
Мудрец помолчал секунду и ответил «Ты глупый молодой дурак. Человек, подобный тебе, никогда не сможет понять этого. Ты слишком невежествен!»
Услышав эти слова, молодой воин извинился за горячность, спрятал меч и сказал: «Ты прав. Наверное, я действительно еще слишком глуп, если не смог увидеть разницу между ответом и грубостью.» – «А вот то, что ты принял мои слова, – это и есть рай», – заметил мудрец.
Услышав такой ответ, молодой воин стал злым и свирепым, словно лев. «Да за такие слова я готов тебя убить!» – заорал он и тут же схватился за меч. Но в это мгновение мудрец сказал: «Мои слова не были прямым ответом на твой вопрос. Так я хотел узнать, как ты реагируешь на грубость. Твое желание убить меня за грубость показало мне, что ты живешь по принципу «око за око, зуб за зуб». А это и есть ад! Потому что на твою силу, злобу и агрессию я могу ответить тем же. Но разве можно будет тогда увидеть конец обидам, гневу и злости?» Услышав эти слова, молодой воин извинился за горячность, опустил меч и сказал: «Ты прав. Наверное, я действительно еще слишком глуп, если не смог увидеть разницу между ответом и грубостью» – А вот тебе и вторая половина ответа: «Рай – это когда человек готов протянуть руку в знак примирения. Именно в этом его сила и мудрость»
Обсуждение
Почему старец сказал, что насилие, агрессия – это ад?
Что ты делаешь, когда кто-нибудь хочет у тебя что-то отобрать?
Что ты делаешь, когда кто-то обижает тебя словом?
Драка – это хороший способ разрешить спор?
Что ты можешь сделать, чтобы спор не превратился в драку?
Как ты думаешь, прощение – это признак силы или признак слабости?
Почему так важно прощать других?
Выводы
Только слабый человек живет по принципу: «Око за око, зуб за зуб», сильный человек всегда готов протянуть руку в знак примирения.
Упражнение «Я сильный – я слабый»
Ведущий. Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения.
Саша, вытяни, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая на нее сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но ты должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...
Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.
Упражнение «Драка»
Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снятие эмоционального напряжения и выражение агрессии, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать.
Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы)
От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.
Игра «Давай поругаемся!»
Цель: Игра направлена на снятие психоэмоционального напряжения.
Помогает трансформировать негативные эмоции в конструктивное взаимодействие. Также способствует развитию творческого мышления и расширению словаря ребенка.
Психолог предлагает ребенку «поругаться», при этом обзывать друг друга можно только овощами и фруктами. Потом психолог предлагает «хвалить» друг друга, называя разными цветами.
Упражнение «Ящик с обидками»
Цель: посредством активных действий выплеснуть негативные переживания.
Материалы: картонный ящик и газета.
Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику.
Когда ребёнок устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.
для учащихся начальных классов VIII вида.
Тренинг состоит из 7 занятий, связанных между собой единым сюжетом. В каждом занятии имеется практическая работа по коррекции мелкой моторики рук (аппликация, лепка, изготовление поделки, рисование картинки и т.д.). Занятия проводились с учащимися 3-го класса с интеллектуальными нарушениями.
- Развивать восприятие и представления о сенсорных эталонах.
- развивать навыки ориентировки во времени, Дни недели, месяцы, времена года, время суток.
- Развивать психомоторные навыки ориентировки в пространстве большом и малом.
- Развивать психомоторные навыки: точность движений, координации, речи, двигательную память, гибкость, учить выполнять различные ритмические движения.
- Воспитывать интерес к различным видам деятельности, стремление участвовать в коллективных играх, упражнениях, совместной творческой работе.
Средства коррекции: игры, упражнения, рисование, лепка, аппликация и т.д.
Форма коррекции: групповая
Материалы и оборудование:
раздаточный наглядный дидактический материал, бумага, цветная бумага, цветные карандаши, восковые мелки, краски, пластилин, природный материал, овощи, крупы.
ЗАНЯТИЕ 1. ВСТРЕЧА.
Задачи:
Коррекционные:
- Научить произвольному напряжению - расслаблению
- Развивать мелкую и крупную моторику
- Развивать тактильные ощущения
- Развивать зрительное и слуховое восприятие
- Развивать внимание, память, мыслительные процессы
- Развивать координацию движений,
- Развивать речь
- Развивать правильный речевой вдох и выдох
Образовательные:
- Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина)
- Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз
Воспитательные:
- Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
- Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
- Воспитывать уважение друг к другу
Материалы к занятию:
- Мешочек с овощами
- Плакат "Контурные изображения предметов"(изготовлен своими руками)
- Нарисованные картинки "Морковки" на ниточках
- Карточки с изображением овощей по точкам
- Разрезная картинка "Капуста" с образцом
- Карандаши
ХОД ЗАНЯТИЯ
ЗАНЯТИЕ 1. |
||
Вступление. Настрой на работу. | ||
Загадка о зайчике. | ||
Игра "Зайчики". | ||
Зрительная гимнастика "Морковка". | ||
Игра "Волшебный мешочек овощей". | ||
Упражнение "Зашумлённые овощи". | ||
Дыхательное упражнение "Морковка". | ||
Физкультминутка. Игра "Зайчик". | ||
Упражнение. "Разрезные картинки. Капуста". | ||
Пальчиковая гимнастика. | ||
Упражнение "Дорисуй овощи". | ||
Релаксация. | ||
Завершение занятия. | ||
40 мин. |
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы ждём гостей. Скажите, любите ли вы, когда приходят гости!
//Ответы детей//
авайте послушаем стихотворение и узнаем, кто к нам придёт.
По дороге золочёной
Осень щедрая идёт.
Убранным листами клёна
Сундучок с собой несёт.
Сундучок с её приданным
Полон солнечных даров
Много тут брусники красной
Спелых яблок и грибов.
По дороге золочёной
Осень в гости к нам пришла
И зверятам и ребятам
Всем подарки принесла.
//Выходит "Осень" с сундучком//.
Осень: Здравствуйте, ребята! К вам пришла я в гости. Знаете кто я?
/Ответы детей/.
А как вы узнаёте, что я прихожу?
//Дети перечисляют признаки, по которым определяют приход Осени. Раздаётся стук в дверь.//
П
сихолог:
К нам кто-то ещё пришёл.
Зайчик:
Здравствуйте, ребята, а знаете ли вы кто я? Вспомните про меня загадку.
Дети вспоминают загадку:
Зимой - белый, летом - серый.
Зайчик: Какие, вы, молодцы! А теперь поиграем в игру "Зайчики"
ИГРА "ЗАЙЧИКИ".
Цель: развитие общей моторики, двигательной памяти.
Ход игры: Дети по кругу делают три прыжка и бегут. Повторяется несколько раз.
Зрительная гимнастика. "МОРКОВКА".
Цель: Развитие двигательных мышц глаза.
Ход упражнения: У детей в руках морковки (вырезанные из бумаги) и они выполняют движения соответственно тексту.
Вверх морковку подними
На неё ты посмотри
Вниз морковку опусти
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо-влево
Ах, да Заинька умелый
Глазками моргает
Глазки закрывает
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.
Наглядный материал:
Игра "ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК".
Цель. Развитие тактильных ощущений, восприятия цвета, формы, величины.Ход игры. Дети определяют на ощупь: Какие овощи лежат в мешочке. Называют их форму, цвет, размер.
Упражнение "Зашумлённые овощи и фрукты".
Цель: развитие восприятия контурных изображений, внимания.
Ход упражнения: Детям предлагаются карточку с контурными изображениями овощей и фруктов. Дети рассказывают, что они видят на картинке. (Карточки можно изготовить самим)
Дыхательное упражнение "МОРКОВЬ".
Цель: Развитие направленного выдоха.
Ход упражнения. Дети дуют на морковки (вырезанные из бумаги или картона), висящие перед ними на ниточках, тонкой длинной струёй (Используется 4-х фазное правильное дыхание: 1,2,3,4 - вдох; 1,2,3,4 - задержка; 1,2,3,4 - выдох; 1,2,3,4 - задержка).
Игра "ЗАЙКА".
Цель: Развитие общей моторики, координации движений, речи.
Ход игры: Дети выполняют движения соответственно тексту.
Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Лапки вверх, лапки вниз,
Н а носочки поднимись
Лапки ставим на бочок
На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Упражнение "РАЗРЕЗНАЯ КАПУСТА".
Цель: Развитие целостности восприятия, анализа, синтеза.
Ход упражнения: Дети собирают разрезную картинку - капусту, имея перед глазами образец.
Пальчиковая гимнастика "ЗАЙЧИК".
Цель: Развитие мелкой моторики, точности движений.
Ход упражнения: Дети выполняют движения соответственно тексту:
1,2,3,4,5
Вышел зайчик погулять
Пошевелил одним ушком, другим.
Двумя ушками.
Упражнение "ДОРИСУЙ ОВОЩИ".
Цель: Развитие графомоторных навыков, целостности восприятия.
Ход упражнения: Дети рисуют по точкам контур овощей
(картофель, помидор, морковь, огурец, репка, свекла) .
Раскрашивают их.
РЕЛАКСАЦИЯ "ВОЛК И ЗАЯЦ".
Цель: Обучение приёмам релаксации.
Ход упражнения:
Ходит - бродит волк, ищет зайчика - дети напрягаются, сжимаются.
Ушёл - расслабляются.
Завершение занятия. Подведение итогов.
на городском экспертном совете на школьном экспертном совете
Протокол №____от ______ __2010 года Протокол №___от ___ _____2010 года
©ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1»
М.Н.Уразаева,
педагог-психолог
МОУ «СОШ №1»
г.Губкинский
2010 г.
РЕЦЕНЗИЯ
На
«
Программу тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы»
(Автор Уразаева М.Н., педагог-психолог МОУ «СОШ №1»)
«Программа тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы» является актуальной для решения задач, направленных на коррекцию поведенческих особенностей учащихся начальной школы. Цели, которые ставит автор, актуальны для современной школы: научить учащихся управлять своим поведением в моменты вспышек гнева, обид. Что будет способствовать и решению ряда педагогических задач, в том числе и адекватного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса как в школе, так и за ее пределами.
Автор решает поставленную цель, реализуя на практике следующие
задачи:
снятие аффекта "неадекватности", формирование самосознания адекватной самооценки;
Анализ содержания программы позволяет сделать заключение, что поставленные цели и задачи раскрываются содержанием занятий с учетом возрастных особенностей учащихся. Выделяется десять тем, в рамках которых проводятся практические занятия и затрагиваются теоретические сведения по теме «Чувства и эмоции».
Практические занятия направлены на формирование релаксационных навыков, навыков управления эмоциями, сочувствия и сострадания посредством системы упражнений. Завершается программа подведением итогов работы….
Сочетание упражнений в течение одного занятия свидетельствует о компетентности автора в выбранной теме…. . Важным моментом в построении данной программы является её структурное содержание. Занятия 1-4 направлены на снятие эмоционального напряжения и коррекцию общей тревожности агрессивных детей, что позволяет создать не только комфортные условия для проведения занятий, но и улучшить эмоциональное состояние участников тренинговых занятий, акцентировать их внимание на своих личностных особенностях, повысить самооценку. Занятия 5-
Организация коррекционно-развивающих занятий предполагает опору на индивидуальные психологические особенности участников программы и, возрастные характеристики развития поведенческих особенностей младших школьников, что, естественно, отвечает требованиям личностно-ориентированного подходаСледует отметить последовательность, логичность в овладении нав предлагаемого содержания программного материала, адекватность методов и приемов содержанию информационных блоков, предназначенных для запоминания, тренировки памяти и мыслительных операций.
Программа завершается списком литературы, в котором представлены…..
Оформление программы соответствует требованиям к оформлению, так как содержит необходимые структурные компоненты: пояснительную записку, тематическое планирование, описание программного материала, ожидаемые результаты.
«Программа тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы» соответствует требованиям актуальности, практической значимости, что позволяет рекомендовать к использованию в системе коррекционно-развивающего воздействия.
Руководитель ГМО педагогов-психологов В.Ю.Бирюкова
Программа тренинговых занятий по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы
Пояснительная записка
Актуальность программы
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: 1) ухудшением социальных условий жизни детей. Агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками. В дошкольном и младшем школьном возрасте критерий силы является весьма значимым для большинства детей, мальчики особенно стремятся к обладанию этим качеством, так как детское сообщество никак нельзя назвать демократичным. Следовательно, кто самый сильный, тому все можно. Обучающей агрессивности моделью могут быть не только реальные люди, но и персонажи, являющиеся продуктами творчества. Уже не вызывает сомнений, что сцены агрессии и насилия на экранах телевизоров, мониторов и страницах книг способствуют повышению агрессивности у маленьких зрителей, делая их готовыми в любой момент воспользоваться деструктивными, жесткими, но очень эффективными способами решения конфликтов. Так что не будет лишним обратить внимание на то, что смотрит, читает и во что играет ваш ребенок.
2) кризис семейного воспитания. Часто отец и мать придерживаются разных стилей воспитания. Порой родители, демонстрирующие агрессивное поведение (если не физическое, то на словах) закрепляют подобные проявления у ребенка. Некоторые родители склонны к двойным стандартам, на словах они однозначно плохо относятся к проявлениям агрессии у детей, выражают желание воспитать ребенка добрым и бесконфликтным, но в то же время они не в силах скрыть свое восхищение, наблюдая за тем, как их чадо умеет решать проблемы со сверстниками, бесстрашно вступая в драки или применяя более тонкие методы принуждения. Нужно ли говорить, что дети при выборе модели поведения ориентируются вовсе не на то, что говорят их родители, а на то, что те думают, что чувствуют и как сами себя ведут.
3) невниманием взрослых к нервно-психическому состоянию детей. Здесь главной является очень простая мысль: человек, у которого все хорошо, не ведет себя агрессивно. То есть агрессивность - это внешнее проявление, прежде всего внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна высокая тревожность, ощущение отверженности себя, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (чаще всего заниженная). Бурные протестные и злобные реакции маленького "агрессора" являются его способом привлечения внимания окружающих к своим проблемам, это своеобразный сигнал SOS , крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.
4) увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Практических материалов по тому, какие шаги нужно выполнять, общаясь с агрессивным ребенком в школе и дома почти нет. Поэтому взрослые вместо того, чтобы способствовать снижению агрессивности, часто допускают ошибки, которые провоцируют ее развитие. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий; демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу"); крик, негодование; агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; использование физической силы; втягивание в конфликт посторонних людей; непреклонное настаивание на своей правоте; нотации, проповеди, "чтение морали", наказания или угрозы наказания; обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; команды, жесткие требования, давление; оправдания, подкуп, награды. На подобное поведение взрослых дети начальной школы часто теряют контроль над собой; часто спорят и ссорятся с окружающими; отказываются выполнять просьбы взрослых; могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения; склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах); часто испытывают чувства злости, гнева и зависти; не способны забыть об обиде, не отплатив; мнительны и раздражительны.
Между тем, особенно важной является помощь младшим школьникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Нужно научить этих ребят расслабляться, учить адекватно оценивать ситуацию, уметь контролировать свои эмоции.
Поэтому цель данного курса: снижение уровня агрессивности у младших школьников
Задачи: обучение навыкам релаксации и ауторелаксации, снятия эмоционального напряжения и тревожности, обучение самоконтролю (вырабатывание у ребенка навыков владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожности); Снятие аффекта "неадекватности", формирование самосознания адекватной самооценки; формирование способности к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим, обучение ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева, обучение конструктивным навыкам общения (обучение адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта; развитие игровых умений и навыков.
Целевая группа: учащиеся начальной школы (6,5 – 9 лет), гетерогенная группа (лучше представители одного класса). Данные занятия могут быть рекомендованы: 1) застенчивым детям, которые не отвечают на провокации, предпочитая тихо страдать, переживая свою неудачу; 2) очень активным, возбудимым детям, которых легко спровоцировать на агрессивные поступки; 3) детям, в семьях которых предположительно много агрессии; 4) импульсивным детям, которые не задумываются перед тем, как начать действовать.
Продолжительность и этапность реализации программы. Занятия рассчитаны на 10 встреч по 60-75 мин. Занятия проводятся в период с сентября по ноябрь месяц, 1 раз в неделю в послеурочное время.
Сфера воздействия: поведенческая.
Формы и методы работы: групповое интерактивное взаимодействие.
Техники: групповые игры, психотехнические упражнения, арт-терапевтические методики.
Ожидаемые результаты :
владение навыками релаксации;
появление в поведенческом репертуаре ребенка адекватных стратегий поведения в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожности;
приобретение основных коммуникативных умений: сенситивности; доверия; сочувствия;
владение навыками конструктивного общения (умения прощать, договариваться);
положительные отзывы участников программы.
Положительные результаты психодиагностического обследования по методике «Тест изучения уровня агрессии Басса-Дарки».
Список используемой литературы:
Детская и подростковая агрессия http :// www . yapsiholog . ru / detskaya _ agressiya /
Сакович Н.А. Игры в тигры. Сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – СПб: Речь, 2007г
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. В 4-х томах. – М: «Генезис», 1999г
ПЛАНИРОВАНИЕ тренинговых занятий
по коррекции агрессивного поведения у учащихся начальной школы
№ пп | Тема занятия | Время | Цель |
1-2 | Кто я? Какой я? | 120 м | установить доверительные отношения, формировать благоприятный климат в группе, гармонизировать эмоциональную сферу ребенка
|
3 | День имени меня | 75м | способствовать гармонизации эмоциональной сферы |
4 | Пойми себя | 75м | способствовать осознанию своих чувств |
5 | Когда эмоции мешают | 75м | обучение навыкам снятия эмоционального напряжения |
6 | Кувшин эмоций | 70м | снятие вербальной и невербальной агрессии, выплёскивание гнева |
7 | Игры в тигры | 70м | коррекция общей агрессии, |
8 | На тропе доверия | 70м | формирование чувства доверия |
9 | Пойми меня | 70м | развитие навыков сочувствия и сопереживания |
10 | Поговори со мной | 60 м | развитие навыков эффективного общения; подведение итогов |
Тренинг:
«Коррекция агрессивного поведения подростков»
Проявление агрессивности у ребёнка можно наблюдать с самого раннего возраста , она связана с тревогой, имеет определенное значение для выживания.
Но в полной мере его реакции на дискомфорт ещё нельзя причислить к агрессивным актам, т. к. ребёнок не имеет цели нанести вред окружающим людям или предметам. Первоначальные агрессивные проявления имеют коммуникативную функцию и дальнейшее их развитие зависит от отношения к ним ближайших взрослых, а далее и более широкого окружения.
Нормальное развитие и функционирование человека возможны только в том случае, если у него сформировано позитивное отношение к себе. При изучении лиц, характеризующихся ассоциальным поведением, выявили их следующие особенности:
Отсутствие необходимых социальных навыков;
Неумение выражать гнев, раздражение в социально- приемлемых формах;
Незрелость взглядов на жизнь и на отношения с другими людьми;
Неуверенность в себе.
Проблема агрессивного поведения у детей и подростков очень актуальна в наши дни, особенно если эти дети воспитываются в детском доме. Здесь существует много факторов, способствующих проявлению и развитию агрессивности (большое количество людей, невозможность уединиться, желание отстоять свое «Я» в коллективе). Работая над темой самообразования «Подростковая агрессивность как проблема межличностных отношений», а также проведя диагностическую работу с группой детей, я составила программу «Коррекция агрессивного поведения подростков».
Данная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, в поведении которых наблюдаются те или иные агрессивные проявления. В отличие от программ, которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей, где включаются лишь некоторые упражнения на снижение агрессивных проявлений, эта программа полностью направлена на работу с агрессивными проявлениями, возникающими у детей, находящихся в детском доме.
Цель программы: психологическая поддержка детей, имеющих различные агрессивные проявления.
В процессе реализации программы по коррекции агрессивного поведения детей предполагается решение следующих задач:
1) Помочь детям осознать негативные стороны своего поведения, проявляющиеся в озлобленности, жестокости, агрессивности.
2) Обучить детей конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.
3) Обучить отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом для себя и окружающих.
Критерии эффективности программы:
1) Снизить уровень личностной тревожности;
2) Актуализировать агрессивность как неприемлемую форму общения;
3) Осуществить контроль над агрессивным поведением;
4) Повысить уверенность в себе.
1 этап - Диагностический. На этом этапе предполагается провести диагностическое исследование группы подростков, в поведении которых так или иначе проявляется агрессивность. Для диагностики можно использовать следующие методики:
1)Анкета «Признаки агрессивности» (Выполняется педагогом после наблюдений за группой детей в течение 6 месяцев).
Татьяна Павлова
Тренинг «Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов»
Хочу предложить вашему вниманию тренинг , который я проводила с коллегами : педагогами- психологами нашего района. Также этот тренинг можно адаптировать для детей старшей группы.
Концепция. В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. Страхи сопровождаются дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, тревожности. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами . Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх , тревожность)
Цель : преодоление страхов с помощью арт-терапии .
Задачи :
Повышение уверенности в себе;
Формирование положительной Я –концепции;
Преодоление негативных переживаний;
Снижение эмоционального напряжения.
Предполагаемый результат : Участники тренинга , научатся преодолевать страхи с помощью арт-терапевтических методов .
Материал и оборудование : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Формы работы : арт-терапия
Количество участников :
Основная часть.
Введение. (Мини-лекция)
Сегодня мы с вами рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования. Экспрессивный рисунок является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи , чем высказать их в словах. Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека .
Сразу мы оговорим правила, которых будем придерживаться на протяжении всего занятия :
открытое общение
активность
безоценочные суждения
добровольное участие
здесь и сейчас
Знакомство (сбор ожидания) :
Предлагаю начать наш тренинг со знакомства и ожиданий от предстоящего тренинга .
Упражнение «Наши ожидания»
Цель : выявление ожиданий участников. Корректировка запроса .
В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания. Сейчас, мы переходим к упражнению, которое называется «Волшебные зеркала» .
Упражнение «Волшебные зеркала»
Цель : формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.
Предлагается Вам нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных : в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоявщимся ничего и сильным.
Теперь каждый должен представить свой рисунок и ответить на следующие вопросы
1. Какой человек выглядит симпатичнее?
2. На кого ты сейчас похож?
3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
4. На кого ты хотел бы быть похож?
5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?
Упражнение 2. «Нарисуй свой страх »
Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха , снижение эмоционального напряжения.
Сейчас, предлагаю вам нарисовать свой страх . А затем, по очереди рассказать о своих рисунках.
1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
2. Что вы чувствовали во время рисования?
Предлагаю Вам несколько вариантов на выбор избавления от своего страха : уничтожить рисунок (страх ) ; превратить страшное в смешное , дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы :
1. Какой способ избавления от страха вы выбрали ?
2. Какие ощущения у вас возникали во время «избавления» ?
3. Изменилось ли ваше отношение к данному страху теперь ?
Заключение.
Мы заканчиваем наше занятие здесь и сейчас, хочу поблагодарить всех участников нашего занятия, скажите, пожалуйста, как вы себя чувствуете, оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего занятия.